1 Sept 2015

Мстислав Добужинский


С конца 19в. предметы японского искусства стали проникать в Россию.   В частности, особой популярностью пользовались японские  гравюры, а имена Хокусая и Хиросигэ были в художественной среде у всех на слуху. И хотя в России т.н. японизм не достиг такого размаха как в Европе, среди русских художников  найдутся те, в творчестве которых  японское искусство оставило свой след.
Художник, о котором сейчас пойдет речь, тоже  находился под влиянием японской гравюры. Впрочем, непосредственно  в его работах это влияние едва ли заметно. Тем не менее,  японское искусство  стало важной ступенькой на пути его становления как оригинального художника.

"Всматриваясь в эти японские гравюры, я очаровывался их сдержанной красочной гаммой и декоративностью композиций, все больше входил вовнутрь этого странного мира и совершенно влюблялся в него......" Мстислав Добужинский. Воспоминания. В Петербурге.

Мстислав Добужинский - принадлежал к числу  художников, которые   ощущали себя свободными от общепризнанных стандартов живописи    и противопоставляли себя академическим канонам. Именно поэтому он не смог поступить в Академию художеств, а уже будучи взрослым, став ее профессором, не смог долго в ней проработать. С юности он стремился найти свой собственный творческий путь, никем еще неизведанный. На этом пути  все новое, непривычное становится важным ориентиром. Японская  гравюра здесь выступала как пример искусства, которое основано на ином образе мышления  и художественного восприятия, отличным от того, что принято было считать непререкаемой нормой прекрасного  в Академической среде.

«Особенно поражал меня Хирошиге своей неожиданной композицией и декоративностью своих пейзажей. Его выбор угла зрения и «отрезка натуры» были огромным для меня открытием. После этого какими вялыми и бескостными показались мне картины русских художников, особенно же передвижников, с точки зрения композиции [они] были совершенно пустые"


Добужинский в юности много путешествовал по Европе, но его становление как художника пришлось на   годы жизни в Петербурге.  Более того,  сам Петербург становится темой его  творчества. При этом Добужинский искал "свой", небанальный  Петербург.  И именно в этих поисках Добужинский  сформировался как самобытный художник.
Тема Петербурга, казалось бы,  очень  далека от того  настроения, которое несет японская гравюра.  И находить   отголоски "японского" влияния в работах Добужинского не просто.  Я приведу в пример несколько работ, в которых, как мне показалось, можно разглядеть японское влияние. Но, главным образом,  речь пойдет о  творчестве Добужинского в целом. Добужинский интересен  как художник, любивший  Петербург во всей его сложности, и сделавший этот город одной из главных тем  своего творчества. Вглядываясь в запечатленные в его картинах   образы  Петербурга,  становится тем более интересно поразмышлять  о том, как, возможно, в них отобразился этот японский след.

"Я любил выбрать такую точку зрения, чтобы композиция была острой, небанальной, и тут все время передо мной был пример Хирошиге»


                   
Петерубрг. Мойка у нового Адмиралтейства.        Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра I

Действительно, на многих картинах Добужинского можно видеть нестандартный угол зрения и "отрезок натуры". Мне очень нравятся рисунки, которые Добужинский выполнил для открыток. Это парадные виды Петербурга, но ракурс не совсем привычный. Нет архитектурного объекта, который доминирует, который можно было бы назвать центральным. Все уравновешено, и даже есть ощущение (хотя это мое личное впечатление), что художник придает особенное значение здесь природе. При этом  ее роль  никак нельзя назвать второстепенной. Напротив, скорее это город в лоне природы. Именно природа привносит особенное настроение в этот декоративный пейзаж.
На первом рисунке заметно, что дует ветер и это движение словно бы  оживляет изображение, добавляет ему немного экспрессии. На второй картине в свете заката все выглядит нереально, мистически. Лишь маленький движущийся   пароходик добавляет изображению  приземленности, напоминает о присутствии здесь человеческой жизни.
В действительности, Добужинский при всей своей любви к Петербургу прекрасному не слишком увлекается изображением его параддных видов.    Добужинский стал известен как  художник непарадного Петербурга, и его работы несут совсем другое настроение. Он искал тему нестандартную, волнующую и современную. И одной из таких тем   стала проблема противопоставления старого и нового города, деревянный Петербург в его неравной схватке со все более разрастающимся Петербургом доходных домов. Это была тема, в которой можно было изобразить Петербург в движении времени, Петербург  на стыке эпох.
Одинокие деревянные домики, окруженные доходными домами словно бы тюремными казармами. Город превращается в каменное чудовище, все крепче заключая его обитателей в свои  стены.
Вот несколько картин на эту тему:


   Чернышев мост



    
Домик в Петербурге 1905г.                                      Старый домик 1905г.

И среди этой серии так выделяется картина  "Сад" - такая  неожиданно яркая и  живая. Здесь нет прямого подражания и явной стилизации, и все же что-то напоминает о японской гравюре.

                                           Сад 1909г.
Насыщенные  цвета, изогнутые силуэты деревьев, символизирующих движение, дыхание и ритм природы. Они  контрастируют с городским обезличенным каменным пейзажем, который со временем поглотит и этот зеленый оазис.  Этот уютный садик - уголок пока еще не окаменевшей городской  реальности. Он обречен на скорое исчезновение и  символизирует расставание с миром ярким,  живым, с  миром непосредственным и немного таинственным.

 Стремление выразить оригинальность Петербурга, почувствовать его особенную атмосферу привели  Добужинского  в Петербургские дворы. Его  притягивали самые темные,  неприглядные уголки города, где все так далеко от той гармонии, когда человек жил, взаимодействуя  с окружающей его природой.
Добужинский осознавал, что поднимает острую тему и более того является  первым художником, представляющим Петербург с его изнаночной стороны  -  Петербург Достоевского, холодную реальность   дворов, каналов, улиц, отчужденную от человека: .
«Я не только  пассивно  воспринимал  все  новые впечатления Петербурга, у меня рождалось неудержимое  желание  выразить  то, что меня волновало. Волновало и то,  что  этот  мир,  каким  я  его  увидел, кажется, никем еще не был замечен, и, как художник, я точно первый  открываю его с его томительной и горькой поэзией»           

                                                         Уголок Петербурга

     



"Зима" 1909г.                                           Петербург, 1909г   

«Эти спящие каналы, бесконечные заборы, глухие задние стены домов, кирпичные брандмауэры без окон, склады черных дров, пустыри, темные колодцы дворов – все поражало меня своими в высшей степени острыми и даже жуткими чертами. Все казалось небывало оригинальным и только тут и существующим, полным горькой поэзии и тайны».

Что это за тайна Петербурга, которая занимала умы многих писателей и художников и, благодарая которой здесь было создано столько прекрасных произведений.
Этот город так располагает к меланхолии, но вместо этого выявляет творческий потенциал. Этот город и отталкивает, и притягивает одновременно, город, из которого хочется уехать и в который хочется вернуться.

«Я слишком был подавлен буднями этой жизни, и все-таки сквозь пошлость и мрак петербургских будней я все время чувствовал нечто страшно серьезное и значительное, что таилось даже в самой удручающей изнанке «моего» Петербурга»

   Петербургские пейзажи Дорбужинского заслуживают внимания, во-первых, потому, что создавая их, он был охвачен этим мистическим творческим процессом. И  не так важно, являются ли шедеврами его картины. Важно то, что  происходило в его душе, когда он их создавал.

"...глухая, дикого цвета стена, тоже черная, самая печальная и трагическая, какую можно себе представить, с пятнами сырости, облупленная и с одним лишь маленьким, подслеповатым оконцем.."
"Пустынная стена притягивала меня к себе неудержимо. Я гадал — что притаилось за этой стеной, где лишь изредка теплился тусклый огонек в единственном окошке?..Невольно я все время думал о Достоевском — он снова стал теперь в Петербурге занимать мои мысли, и эта стена мне начинала казаться жилищем какого-то безвестного Макара Девушкина, в реальность которого я стал даже верить. Это становилось почти кошмаром.Но во мне победил художник. Я почувствовал неодолимую потребность эту страшную стену изобразить, и с величайшим волнением и пристально, с напряженным вниманием, со всеми ее трещинами и лишаями ее и запечатлел, уже любуясь ею... и она перестала меня угнетать. Я что-то преодолел, и эта пастель была первым моим настоящим творческим произведением".


                                           Двор 1903г.



Среди картин Добужинского, изображающих унылые Петербургские пейзажи, есть работа "Обводный канал". Я не знаю,  видел ли Добужинский "Вечерний снег на горе Хира" Хиросигэ", но мне эти картины кажутся похожими.
.
Обводный канал 1902г. 
   

Хиросигэ. Вечерний снег на горе Хира.
                         

Зима, в правом углу картин захвачен кусочек водной поверхности; на обеих картинах мы видим вереницу идущих по снегу людей.   А линия крыш на картине Добужинского  немножко напоминает горный силуэт.
                            
   Добужинский настолько условно изображает людей, что даже если они присутствуют на картине, пейзаж кажется пустынным и безлюдным.   У Хиросигэ   человек также не доминирует на картине. В то же время, природа, которую изображает Хиросигэ, никогда не является фоном для человека. Она  существует сама по себе, это самодовлеющая сила. А  человек - это что-то маленькое и подчиненное ее ритмам.
У Добужинского такая самодавлеющая сила - город. Это живая  цельная реальность, подчиняющая себе ее обитателей, а не  фон или обстановка.
Такое восприятие Добужинским города очень близко к Петербургу Достоевского. Сам Добужинский тоже не раз говорит об этом влиянии.  Существует серия   иллюстраций, созданная им  к повести  "Белые ночи" Достоевского.  Специальная техника (граттография), использовалась здесь для того, чтобы  достигнуть максимальной остроты и напряженности образов города. Кажется, что в этих иллюстрациях Добужинский отобразил все свои мысли о Петербурге. Всего в этой серии 17 изображений. Здесь есть Петербург и красивый, и уродливый, Петербург романтический и гнетущий, светлый и промозглый, старые домики и любимые Добужинским брандмауэры..Петербрг здесь не сцена, не просто  место действия, это, собственно, главный герой.

  



Добужинский много путушествовал и видел много городов. И его живое, творческое восприятие Петербурга во многом обусловлено тем, что он мог сравнивать этот город с другими. Думаю,  он понимал, что есть города более комфортные для жизни.  Но, как человек творческий, любил этот город и воспринимал его, как неиcсякаемый источник вдохновения. В 1924г. он навсегда покинет Петербург и Россию. Годы, пожитые им в Петербурге, запомнятся ему  как самые яркие в творческом отношении. Вероятно, поэтому  напишет в своих мемуарах:

«...Петербург всем своим обликом, со всеми контрастами трагического, курьезного, величественного и уютного действительно единственный и самый фантастический город в мире».



Вместо эпилога

Вы уже слышали историю о том как появился Бармалей Чуковского? Чуковский и   Добужинский как -то гуляли по Петроградской стороне и набрели на Бармалееву улицу. Вот что рассказывает сам Чуковский:

«– Почему у этой улицы такое название? – спросил я. – Что это был за Бармалей? Любовник Екатерины Второй? Генерал? Вельможа? Придворный лекарь? – Нет, – уверенно оказал Добужинский. – Это был разбойник. Знаменитый пират. Вот напишите-ка о нем сказку. Он был вот такой. В треуголке, с такими усищами. – И, вынув из кармана альбомчик, Добужинский нарисовал Бармалея. Вернувшись домой, я сочинил сказку об этом разбойнике, а Добужинский украсил ее прелестными своими рисунками».



Мне было очень интересно писать о Добужинском, но я не могу полноценно раскрыть тему влияния на его творчество японского искусства.   Это для меня все еще загадка. Мне было бы интересно узнать чье-то компетентное мнение или просто размышления относительно того как японское влияние могло отразиться у Добужинского. Пожалуйста, если вы что-то знаете, оставьте свои комментарии в группе в контакте или здесь.
Главная же причина, по которой я все же решилась о Добужинском написать, это его удивительное восприятие Петербурга, этот неисчерпаемый интерес к тому, что кажется обыденным и лишенным всякой красоты в ее привычном понимании. И конечно же, интересен опыт преодоления влияния этой гнетущей Петербургской силы через творчество. Я рекоммендую прочитать часть из воспоминаний Добужинского - "В Петербурге". http://dobuzhinsky.com/text/vospominaniya_v-peterburge.html
Все что я цитировала, вы найдете здесь. Это, правда, очень интересно и актуально до сих пор.
А если у вас есть иностранные друзья, увлекающиеся творчеством Достоевского, посоветуйте им посмотреть иллюстрации к "Белым ночам". Их не сложно найти в интернете. Возможно, это будет им интересно.
Произведения Добужинского и его размышления обязательно поспособствуют творческому восприятию Петербурга. 

No comments:

Post a Comment