В Русском музее зал есть зал, посвященный Василию Верещагину. Этого художника причисляют к художникам-баталистам, потому что он создал большое количество картин на военную тему. В тоже время многие творения Верещагина обладали антивоенной направленностью и это было тем, что отличало его от других баталистов того времени. Во многом благодаря этому отличию он был широко известен не только в России, но и также и за ее пределами.
Так получилось, что последний год его жизни и его смерть были связаны с Японией и по этой причине я решила о нем рассказать.
Верещагин трагически погиб в русско-японской войне при крушении броненосца "Петропавловск". Броненосец подорвался на японской мине и ушел под воду в считанные минуты. Эта трагедия разом унесла жизни около 500 человек, в том числе и жизнь незаменимого для русского флота адмирала Степана Макарова. Это случилось 31 марта в 1904 г.
Верещагин прибыл в Порт-Артур как художник, с тем, чтобы увидеть своими глазами сражения русско-японской войны и запечатлеть их в своих картинах. По свидетельству очевидцев, которым удалось спастись с "Петропавловска", в последние секунды своей жизни Верещагин находился на капитанском мостике с альбомом в руках, в которым он делал зарисовки японских кораблей.
Так случилось, что Верещагин прибыл в Порт-Артур почти сразу же после своего путешествия по Японии. Он успел только заехать домой и оставить, сделанные во время путешествия зарисовки и этюды. На основе этих зарисовок он собирался создать большую "японскую серию" после того как снова вернется домой из Порт-Артура.К сожалению, этим планам художника не суждено было сбыться.
Примечательно памятное эссе, посвященное Верещагину, написанное японским писателем по имени Кайдзан Накадзато (он будет известен, в частности по роману "Первал святого Будды" 『大菩薩峠』) . Эссе называется "Оплакиваем Верещагина" (『嗚呼ヴェレスチャギン』... . «Как возликовали шовинисты обеих стран, узнав, что капитан Хиросэ погиб на поле брани, а морская пучина поглотила адмирала Макарова! Но мы, пацифисты, с глубочайшей скорбью оплакиваем смерть миролюбивого художника Верещагина. Так же, как и Толстой, который ведет пропаганду мира силой слова, наш Верещагин кистью старался показать людям, что война – самая ужасная, самая нелепая вещь на свете".
Чтобы подчеркнуть беспочвенную радость от военных успехов, которые по сути своей несут только боль и разрушения, в своей статье Накадзато связывает три смерти - Такео Хиросэ, Степана Макарова и Василия Верещагина. Я позволю себе остановиться на этом подробнее.
За несколько дней до гибели "Петропавловска" русские морские офицеры похоронили Такео Хиросэ - доблестного капитана 2-го ранга военно-морских сил Японии. Я уже упоминала о нем, когда писала о фильме 『坂の上の雲』 ("Тучи над холмами" или "Облако над холмом") .
Кадр из фильма 『坂の上の雲』последние минуты жизни Такео Хиросэ |
Хиросэ прожил в Санкт-Петербурге около 6 лет с целью изучения боевой готовности военно-морского флота России. Вскоре после возвращения в Японию в 1902 г. он отправляется на войну в Порт-Артур. Хиросэ Такео погибает в самом начале русско-японской войны. Убит случайным снарядом при эвакуации с тонущего корабля, который пробила русская торпеда. Подвигом Хиросэ Такео считается то, что перед тем как покинуть тонущий корабль, он отчаянно искал пропавшего мичмана и отказывался покидать судно пока тот не будет найден. Но поиски не увенчались успехом. После того как Хиросэ присоединился к своей команде, которая ждала его в спасательной шлюпке, прямым попаданием его поразил русский снаряд.
Кадр из фильма 『坂の上の雲』 последние минуты жизни Такео Хиросэ |
Тело Хиросэ опрокинуло в море. Погибший был обнаружен русскими моряками. Они похоронили его по православным обычаями со всеми почестями. Этот факт показался мне очень символичным и трогательным. И если верить фильму, сам главнокомандующий русским Тихоокеанским флотом легендарный Степан Макаров присутствовал на похоронах Хиросэ (правда ли?).
Кадр из фильма 『坂の上の雲』 русские моряки хоронят Такео Хиросэ |
Степан Макаров сам погибнет вскоре, спустя всего несколько дней при взрыве броненосца "Петропавловск". По свидетельству спасенного с "Петропавловска" князя Кирилла Владимировича (двоюродный брат Николая II), выходя на внешний рейд, "Петропавловск" спешил на помощь миноносцу "Страшный", который только что потерпел страшное крушение в неравной битве с японскими миноносцами: "Макаров не мог примириться с мыслью, что там, на месте гибели «Страшного», могло остаться еще нисколько человек из команды миноносца, беспомощно боровшихся со смертью. Он хотел лично убедиться, надеясь хоть с боем, но спасти своих ... и «Баяну» было приказано идти вперед, чтобы указать место гибели «Страшного». Наша эскадра стала выходить из гавани, и «Петропавловск», на который я перешел со штабом адмирала Макарова с «Дианы», уже около 7 час. утра вышел на внешний рейд..." .
Гибель "Петропавловска" японская иллюстрация. |
Гибель "Петропавловска" и Степана Макарова стала настоящим ударом для русского Тихоокеанского флота, от которого он уже не смог оправиться до конца войны. Это событие очень негативно сказалась на нашей боевой активности: флот был морально подавлен. Гибель "Петропавловска" показана на одном из барельефов памятника Степану Макарову в Кронштадте.
Барельеф памятника Макарову в Кронштдате. Гибель "Петропавловска". |
По причине того, что на "Петропавловске" погиб и знаменитый русский художник, гибель линкора, как трагедию восприняли и в сфере искусства. .Как я уже говорила, многие художники, поэты и писатели откликнулись на смерть Верещагина.
В будущем известный в Японии художник и поэт Хоан Косуги (小杉放庵 ) посвятил гибели "Петропавловска" и Верещагину свои стихи:
".......Семь русских военных кораблей вели бой, но удача от них отвернулась: флагманский корабль подорвался на мине – в одно мгновение его поглотила бездна. Пятьсот моряков во главе с героем адмиралом Макаровым ушли на морское дно. И среди них был ты – апостол мира с кистью в руке..." (отрывок) 反戦詩画集「陣中詩篇
Еще один человек, имя которого хотелось бы упомянуть в связи с Врещагиным - писатель Токутоми Рока (徳冨蘆花). Он имел возможность непосредственно созерцать картины Верещагина во время своего путешествия в Россию. Он произнес речь перед японской молодежью, в которой также упоминал Верещагина и свои впечатления от его картин (речь Токутоми Рока 1906г. на японском - http://www.japanpen.or.jp/e-bungeikan/guest/antiwar/tokutomiroka02.html)
И Кайдзан Накадзато и Рока Токутоми упоминают картину "Апофеоз войны" (1871г.).
Именно эта картина принесла известность Верещагину как художнику - пацифисту и нередко использовалась в антивоенной пропаганде.
"Апофеоз войны " Третьяковская галерея |
Одна из масштабных картин, которая демонстрирует антивоенный дух художника находится в Русском музее.
"Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" 1888 (Русский музей):
На заднем плане мы видим русских солдат, приветствующих генерала Скобелева, одержавшего победу в сражении (Русско-турецкая война 1877—1878). Тела убитых намеренно вынесены на передний план. Такой незамысловатый прием акцентирует внимание зрителя на том, что обычно стоит за громкими военными победами. И при этом совершенно неважно, кто прав, а кто виноват в войне. Это просто голая реальность. Достаточно изменить угол зрения и победа уже не смотрится так красиво, как принято было изображать ее на пропитанных патриотическим духом картинах художников-баталистов.
Очевидно, что Верещагин испытывал сочувствие к обычным солдатам, на костях которых делаются победы. В то время изображать войну с такой точки зрения было не принято. Картины художников-баталистов должны были прославлять героизм, с тем, чтобы пробуждать в людях патриотические чувства. Возможно, Верещагин стал первым художником, который изображал войну так правдиво и не особо беспокоился о том, какую оценку получат его работы в среде военных и императорских кругов.
В то же время Верещагин известен как художник, который посвятил множество картин природе и культуре других народов. Особенно примечательны картины, где он с фотографической точностью описывает архитектурные орнаменты. Что-то подобное мы могли бы сейчас видеть в его японской серии, если бы она была создана.
Путешествие в Японию в 1903г. стало для Верещагина последним "мирным" путешествием, путешествием "для души". Он жил в Нико и Киото. Рисовал людей, природу, храмы. Также он писал заметки о Японии, которые потом публиковались в петербургской газете «Биржевые ведомости». В них он детально описывал географию, флору и фауну, искусство, обычаи и т.д.Кроме того, он привез из Японии огромную этнографическую коллекцию, которая была потом представлена на специально устроенной по этому случаю "японской" выставке.Художник очень полюбил Японию и в свете этого его смерть кажется особенно драматичной. Это была смерть в войне со страной, о красоте и мудрости которой он намеревался поведать миру.
Все таки Верещагин оставил нам несколько японских этюдов, и некоторые из них можно видеть прямо по соседству с его "пацифистскими" шедеврами в зале 28 Русского музея:
В частности это
1."Прогулка в лодке":
2 ."Синтоистский храм в Никко":
Ниже также "японские" картины Верещагина:
"Вход в храм Никко" |
"Японский священник" |
"Японка" (существуют две картины Верещагина с этим названием)
"Японка" |
"Японка" |
"Японский нищий" |
_______________________________________________________________________________-
Полезная статья на эту тему: Кожевникова И. Верещагин и Япония http://www.booksite.ru/vereschagin/6_56.html
No comments:
Post a Comment